Методический калейдоскоп

4 способа сделать урок истории интересным

И облегчить жизнь учителя

Как выжить в школе, если ты — молодой учитель и не хочешь, чтобы дети на твоих уроках зевали и под партами писали друг другу сообщения? Можно, конечно, изгнать из класса телефоны и включить строгость, а можно придумать способы сделать свои уроки проще и приятнее для всех — об этом рассказывает наш блогер, учитель истории Тимур Алексеев.

Тему для новой статьи я выбрал ещё в сентябре, когда некоторые из прочитавших (спасибо им большое!) указали на то, что во всём моём тексте много эмоций, размышлений, но нет конкретных советов на тему, что можно сделать на уроках.

Я, разумеется, не ставлю перед собой цели написать пошаговую инструкцию по ведению уроков или методичку, но постараюсь обобщить и конкретизировать весь тот «опыт». Слово «опыт», конечно же, является здесь самоиронией, поскольку полтора года — это не срок! Помните, как у Высоцкого «девять месяцев — это не лет»?.

Для того чтобы начать разбирать кейсы, мне сперва следует вернуться к тому, что я писал в предыдущих статьях. Инновации и «хайп» — это чудесно и прекрасно, но реализация всех новомодных идей должна проводиться постепенно и продуманно, шаг за шагом, выверенно (как мало слов — но сколько личной боли в них!).

Отказаться от учебника или писать свой новый — прекрасный стимул развиваться, но надолго ли вас хватит? Только не забывайте, что снова вернуться к учебнику у вас получится уже с трудом — дети не поймут.

Таким образом, я остановлюсь на тех вещах, которые использую в своём педагогическом инструментарии и могу посоветовать другим.

Молодой учитель, который только попал в школу, — это человек, который оказался в состоянии хаоса: он нигде не успевает, что-то забывает, теряет. Это обычная ситуация, поскольку школьная жизнь — она быстротечная, связанная с общением с большим количеством детей (только за один день на твоих уроках могут побывать 180 человек — и они все разные, со своей спецификой). Естественно, человек, совсем недавно покинувший комфортную университетскую аудиторию, в таких условиях переживает тот самый «выход из зоны комфорта».

Виртуальный класс

Естественно, одна из проблемных ситуаций — это школьные тетради. Домашние задания можно и нужно проверять, иначе дети считают сигнал к разрешённому и санкционированному безделию. Здесь я нашёл следующий выход из ситуации. Поскольку я работаю в старшей школе, все дети ходят с смартфонами (кроме того, в моей школе есть возможность «вооружить» детей школьными планшетами и ноутбуками), я создал виртуальный класс через платформу Google Classroom. Это очень удобно!

Дети могут получать задания дистанционно (и здесь не будет типичной истории «я не увидел, не знал, меня не было, мне не сказали»). Для учителя это возможность не портить себе зрение за разбором неаккуратного почерка, оставлять комментарии к работе, использовать в заданиях материал из интернета, видеть сдавших работу (тут не работает отговорка «я сдавал, а вы потеряли»).

Телефон и интернет — не враги

Вообще, я сторонник того, что телефон — не враг, а помощник учащегося. Допустим, мы с детьми часто решаем тесты в Kahoot через мобильное приложение — это весело, быстро и полезно. По сути, обычный формат рефлексии и актуализации знаний, облаченный в игровую форму.

Кроме того, я совсем не против, если дети ищут информацию в интернете — разве мы не делаем так же? Конечно, доступность знания не обозначает его качественности. Здесь надо быть аккуратным — учить детей тому, как отбирать источники информации, а также вообще понимать, что делает ребёнок в телефоне — ищет ли нужную информацию или просто обновляет социальные сети.

Видеоролики и визуализации

Что касается источников информации, то, естественно, детям приятнее смотреть красивый визуализированный текст в интернете, чем учебники, некоторые из которых уже морально устарели. Тут для историков я могу рекомендовать сайт Arzamas, методистом которого был мой школьный учитель Константин Владимирович Левушкин, материалы сайта «Постнаука» (но здесь нужно быть аккуратнее — не каждый текст может подойти детям), статьи на сайте «Дилетант», видеоролики TED.

Неплохие ролики есть и у «Oversimplified», а иногда я пользовался роликами Youtube-канала «История для чайников». Отдельная благодарность кинокомпании Starmedia, снявшей целый цикл фильмов по истории России, их документальный сериал по Великой Отечественной войне — обязательный «musthave»!

Однако сразу оговорюсь — используя подобные материалы, нужно тщательно прорабатывать их внедрение в структуру урока. Просто показать и спросить — это будет халтурой.

В последнее время подчёркивается мысль, что нынешнее поколение детей — это поколение Youtube, «эффекта вау», что формирует в них отличительное качество — неумение долго концентрироваться и крайнюю необходимость в визуализации всего происходящего. Вот и недавно под одной из таких статей в комментариях в фейсбуке развернулось очередное сражение сторонников и противников теории Youtube-поколения.

Пока ещё не выбрал, к чьему лагерю примкнуть, но, естественно, качественная и подробная визуализация материала необходима. Но тут можно покопаться и в том, что вообще человеческая память — интересная и глубокая вещь. Если вернуться к педагогике, то это создаёт широкое поле для деятельности — допустим, предложить детям визуализировать прошлое.

Про инстаграм я не буду в очередной раз рассказывать. Это уже заезженно и утомительно, но в качестве другого примера могу привести следующее — на сайте W-O-S делалась инфографика по политическим режимам, состоящая из того, как обычные бытовые атрибуты (газета, интернет) будут выглядеть при разных режимах. Я предложил детям расширить количество этих атрибутов, и у них вполне успешно получилось.

Искажённые тексты и карикатуры

Конечно, в своей педагогической практике я больше нацелен на использование инновационных методик и ресурсов, однако, как говорится, «новое — это хорошо забытое старое». У своего коллеги, допустим, я заимствовал идею переписывания ложных текстов: даётся нарочно искажённый текст, который необходимо исправить. Это очень хорошо развивает «критическое мышление». Ничего нового в этой практике нет — но она работает!

Прекрасно понятно учащимся и другое задание — нарисовать карикатуру про какое-либо историческое и общественное явление. Иногда для более глубокого понимания какого-либо глобального явления, как правило, для войн, я прошу написать дневники простых людей эпохи, солдат или обычных жителей. Так ученики могут сразу вникнуть в историю повседневности (популярное направление последние лет 20 в исторической науке, кстати говоря).

В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что инновации не синонимичны «нигилизму», а скорее, должны представлять гармоничный синтез яркого нового и проверенного старого. Надеюсь, что вышенаписанное будет полезно коллегам, не только молодым!


СИНГАПУРСКАЯ МЕТОДИКА: СИСТЕМА В ГОЛОВАХ


Сингапур не сдает позиции в рейтингах международных исследований качества образования. 

Как так получилось, что школьники маленького острова в Юго-Восточной Азии стали самыми умными в мире? 

Что за секретный ингредиент у этой страны?

Интересные приемы для пополнения

 словарного запаса учеников

Словарный запас многих детей достаточно скуден. Ученики не понимают значения многих слов и выражений, поэтому в школе необходимо вести специальную работу по обогащению их лексикона. Предлагаю некоторые интересные приемы.

Прием "Лингвистическое лото"

Детям раздаются карточки, расчерченные на клетки, и фишки. В каждой клетке написано слово, значение которого может вызвать затруднение. Учитель зачитывает толкования, а дети закрывают фишками слова, соответствующие этим значениям.

Можно использовать другую разновидность лото: дети получают карточки со словами и фишки, на которых уже написаны толкования. В этом случае учитель ничего не зачитывает. Ученики сопоставляют слова с их лексическими значениями и закрывают фишками поле.

Какие слова можно подобрать для этой работы? Например, дебют, кашне, бакалея, репертуар, чванство, щёголь, кокетка, кроткий, ритуал, досье и другие.

Прием "Переводчики"

Ученикам предлагается текст, в котором выделены слова. Им нужно объяснить значение этих слов и выражений, а затем пересказать текст по памяти. Какие слова выделять в тексте? Очень многие слова детям вроде бы знакомы. Они их часто слышат, встречают в произведениях, но не всегда до конца понимают их значения. Например, провинция, мотивировать, администрация, доводы, обаяние, аргументировать, дать маху, держать ухо востро и т.д. Подобные слова и надо выделять. При объяснении их значений можно разрешить ученикам пользоваться толковыми словарями.

Прием "Ассоциации"

Учитель предлагает детям слово. Они должны подобрать к нему как можно больше слов и выражений, которые у них ассоциируются с этим понятием. У них должна получиться большая тематическая группа. Это задание можно выполнять в команде. Приведу пример. Предлагаем детям слово "здоровье". Тематическая группа, которую составят ученики, может выглядеть так: зарядка, закаливание, здоровый образ жизни, подвижность, иммунитет, нормальная температура, свежий воздух, правильное питание и т.д.

Прием "Соединение слов"

Учитель предлагает детям два или более слова. Ученикам необходимо составить одну фразу (предложение), в котором бы присутствовали сразу все слова (формы слов можно изменять). Например: неделя - юбилей (В конце недели мы будем отмечать юбилей бабушки). Кстати, вместо слов можно предложить детям картинки.

Прием "Облако слов"

Облака слов можно использовать по-разному.

Можно выделить в тексте ключевые слова и составить облако слов из них.

Можно этот прием применить при работе с синонимами. Учитель дает слово, ученики подбирают к нему синонимы, выбирают среди них доминанту (стилистически нейтральное слово) и составляют облако, более крупным шрифтом выделяя доминанту.

Можно сначала использовать прием "Ассоциации", а затем из полученной тематической группы составить облако слов.

Облака слов можно составлять вручную, а можно использовать специальные ресурсы в Интернете.



Информационно-методическое 

сопровождение педагогических кадров

 С целью практической помощи педагогам, работающим в условиях 

внедрения новых редакций государственных образовательных 

стандартов (ГОС), на выполнение письма Министерства образования

 и науки Донецкой Народной Республики № 2986/18.1-20

 от 04.09.2020 г. ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт 

дополнительного педагогического образования» подготовил

 информационно-методические материалы

 по реализации основных образовательных программ 

с использованием электронного обучения и дистанционных 

образовательных технологий и методические рекомендации

 по проблемам мониторинга внедрения ГОС и основных 

образовательных программ общего образования, организации 

практической помощи педагогическим работникам, обеспечения

 информационно-методического сопровождения.

17.09.2020 г. Ученый совет ГОУ ДПО «ДонРИДПО»

 рассмотрел и утвердил (протокол №4 от 17.09.2020 г.) разработанные

 информационно-методические материалы


Применение  современных образовательных технологий на уроках английского языка

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания английского языка, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

   Одной из главных задач  считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. Педагогическая технология - проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

     С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

    Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения английскому языку можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

     Для  повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие образовательные технологии учитывая возрастные особенности детей:

 

Игры.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера обогащ ают учащихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую- либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д. ) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.

Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие – коллективно.

Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10-12 минут учебного времени.

Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные – желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения.

         Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Известно, что ролевая игра представляет условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена  в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра может использоваться как на начальном этапе обучения, так и на продвинутом. В ней всегда представлена ситуация, которая создается как вербальными средствами, так и невербальными: изобразительными, графическими, монологическим/ диалогическим текстом и т.д.

Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке. Учащимся нужно дать время, чтобы они вошли в роль. Роли распределяю я , но их могут выбрать и сами учащиеся. Это зависит от особенностей группы и личных характеристик учащихся, а также от степени овладения ими иностранным языком. Например во 2 классе использую ролевую игру «Знакомство»:

Примерный диалог:  

-         Hello!

-         Hello! What is your name?

-         My name is Jill. What is your name?

-         My name is Ann. How old are you?

-         I`m seven. How old are you?

-         I am eight. Can you dance?

-         Yes, I can. Can you draw?

-         Yes, I can. Bye, Jill.

-         Bye, Ann.

 

Обсуждение результатов игры начинаю с удачных моментов и лишь затем перейти к недостаткам.Эффективны и операционные игры, где вводятся дополнительные правила, с которыми ее участникам приходится считаться, например: игра «Счастливый случай», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Самые, самые…» и т.д. Особенно ценным в игре «Что? Где? Когда?» я считаю подготовительный этап. На протяжении года учащиеся отправляют письма в организационный комитет по проведению игры, используя при этом самые разнообразные источники информации.

В начальной школе я работаю по УМК М.З. Биболетовой. В своей работе руководствуюсь методическими рекомендациями М.З. Биболетовой.

 В учебнике и книге для учителя дается огромное количество игр, которые способствуют обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи, грамматических структур, развивают память, внимание, наблюдательность и воображение.(показать электронное пособие)

В 10-11 классах я работаю по УМК «NewmillenniumEnglish». На данном этапе ролевая игра, я считаю, тоже важна. При чтении произведения я стараюсь заинтересовать учащихся через драматизацию произведения. В рамках школы проводила открытый урок в 11 классе по произведению Д. Селенджера « Над пропастью во ржи», где дети показали огромные актерские способности.

 

Проектная методика.

    

  Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать,

формируются творческие способности и активность обучаемых.

        Следует помнить: чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом,  анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. К творческим умениям относятся: «умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, умение лаконично излагать мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения, причем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая работа должна проводиться постоянно.

         На первом этапе  разрабатываю план проектной работы и продумываю систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа « образуй нужную грамматическую форму глагола», « Назови отрицательный вариант данного предложения», « Переведи предложения с русского на английский» и т.д.

На первом уроке ученикам предлагаю проблему в скрытом виде, которую нужно выявить, сформулировать. Помогут наводящие вопросы. При этом я стараюсь наводящими вопросами  подвести ребят к тем пунктам плана, которые наметила заранее.

Второй этап (уроки 2- 8) обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим провожу  поэтапную работу над проектом . Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать собственное мнение. В данном случае используются клише типа: Ithink, Itseemstomeи т.д.

Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия (Yes, Ithinkso.Right. That’s true.)инесогласия(Sorry, I don’t think so. I’m afraid you are wrong.)иобобщениясказанного(On the whole. Ingeneral.) Тренировка школьников в использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных упражнениях. Можно предложить учащимся разработать в парах небольшой диалог с использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному  логичному изложению мыслей.

Третий этап – защита и обсуждение проектов. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая  должна быть заранее продумана учителем. Я, анализирую высказывания ребят, слежу за тем, как усвоена лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, оцениваю ответы. Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, учитель может использовать различные способы поощрения учащихся. Так, во время урока ученики могут заработать баллы за удачный вопрос или ответ, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.

 

«Модельный метод обучения» (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)

Урок-пресс-конференция

Эти уроки имитируют проходящие в жизни пресс-конференции: когда группы общественных деятелей или ученых ведут беседы с представителями прессы, направленные на выяснение важнейших вопросов и проблем с целью их популяризации и пропаганды. Уроки этого типа способствуют развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой, воспитывают любознательность, умение делать дело в коллективе, товарищескую взаимопомощь.

Урок-пресс-конференцию провожу с целью обобщения и закрепления изученного материала. Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается в представителей прессы - сотрудников различных газет; другая - в специалистов: экологов, историков и т. д.

Проводя разного вида уроки-пресс-конференции, я поняла, что они как нельзя лучше способствуют формированию активной личности, обладающей не только определенным запасом знаний, но и умением получать их самостоятельно. Необычные по форме, эти уроки вызывают большой интерес у учащихся, хорошо развивают творческие способности. Особенно важно то, что на таких занятиях создаются благоприятные условия для коллективной учебной деятельности, обмена мнениями и делового общения, а также предоставляется возможность для развития как устной, так и письменной речи учащихся, самовыражения таланта.

       Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому  школьнику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата). Предмет английский язык изучается в школьном курсе с 2 по 11 классы. Объем материала огромный, да и требования к предмету повышаются с каждым годом. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Особенно это касается словарного запаса учащихся.  Именно поэтому теория опережающего обучения очень полезна. На основе элементов этой технологии я провожу уроки изучения нового материала с помощью консультантов и групповой формы работы. Такую работу практикую в 7-11 классах. Например, при изучении темы « Субкультуры.» в 10 классе я разбила класс на отдельные группы, у каждой группы было опережающее задание. Заранее с консультантами были оговорены задачи и регламент ответов. Консультанты выступили в роли лидеров групп, распределяли обязанности внутри группы, и оценивали работу товарищей. В результате длительной подготовки и изучения дополнительной литературы урок прошел очень интересно. За короткое время урока был разобран  и обобщен огромный материал самими же учениками, получены хорошие оценки. 

 Урок « Современное искусство» в 11 классе полностью строю на материале, собранном учащимися. Обычно, информацию готовят в парах. Один ученик готовит интересный теоретический материал, а второй – иллюстративный.

        Технологии исследовательского обучения (обучение школьников основам исследовательской деятельности).

Английский язык как учебный предмет дает большие возможности для решения учебных задач через использование методов:

Наблюдения (в том числе и летнее)   Например, ведение календаря погоды( на начальной ступени обучения).

    Использование знаний, приобретенных на уроках математики, биологии,  литературы, музыки, истории, географии, русского языка.

  Английский язык, как никакой другой предмет школьного курса, позволяет использовать знания, полученные на других уроках. При изучении  темы 

«Музыка» опираюсь на знания учащихся, полученные на уроках музыки (композиторы, музыкальные произведения, стили музыки).  При изучении животных опираюсь на знания, полученные на уроках биологии. Все уроки об открытиях и первооткрывателях англо-говорящих стран, географическом положении, исторических фактов опираются и дополняют знания истории и географии. При решении примеров при изучении темы «Числительные. Даты.» по определению времени, процентного содержания, при переводе единиц измерения  опираюсь на математические знания учащихся. 

Большой материал для английского языка дают литературные произведения. На своих уроках часто использую стихи и художественные произведения различных писателей и поэтов как зарубежных, так и отечественных: сонеты Уильяма Шекспира, поэзия Байрона, рассказы Агаты Кристи, Д.Селинджер   «Над пропастью во ржи», С.Я. Маршак, А.С. Пушкин, С. Есенин и др.

       Так как английский язык неразрывно связан с другими школьными дисциплинами,  то  составная часть методики преподавания - технологии интегрированного обучения.   В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению Сухомлинского это дает “желанное пробуждение мысли”, что реализует нашу цель развитие социального интеллекта. Интегрированное обучение английского языка создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразие форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного материала. Многие понятия в английском языке не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами. Вместе с учителями биологии, обществознания и географии провела следующие интегрированные мероприятия: интегрированный урок по английскому языку и биологии в 8 классе по теме: «Растения в государственной символике Великобритании»; география - английский язык: «Англо – говорящие страны» в 8 классе, английский язык и обществознание «Молодежные субкультуры» в 10 классе. 

       Английские словарные диктанты, чайнворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний: при первичном закреплении изученного, в самостоятельной и домашней работах учащихся, а также при изучении нового материала. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью рабочих тетрадей, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития. Интересной формой активизации познавательной деятельности учащихся является, на мой взгляд, написание письма. Этот приём начинаю использовать со 2 класса, конечно пока на элементарном уровне, а далее задание усложняется, так как этот вид речевой деятельности введен в экзамен по английскому языку в 9 и 11 классах. При изучении тем много интересной информации остаётся не применённой. И ученики пишут письма друг другу, учителю, вымышленному адресату, учитывая правила написания личного письма. Чтобы интерес к этой работе не ослабевал, необходимо брать как можно более обширную тематику писем и обязательно оценивать работы по балам, по критериям оценивания раздела С1 - письмо. Когда у учеников накопится достаточно навыков по написанию писем, предлагаю написание писем с орфографическими и лексическими ошибками, а далее и задания повышенного уровня С2 - эссе.

 Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей  жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не наносило вред здоровью. Более того, одной из главных целей учебно-воспитательного процесса считаю обучение детей с помощью методов сохранения и укрепления своего здоровья.

 Важную роль при этом отвожу здоровьесберегающим образовательным технологиям, целью которых является  формирование необходимых знаний, умений и навыков по предмету не нанося вреда здоровью, развивать двигательные способности, которые так необходимы в жизни.Также в своей работе я использую технологию активизации возможностей личности и коллектива, автором которой является доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, директор Центра интенсивного обучения иностранным языкам МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования Галина Александровна Китайгородская.

В заключении можно сказать, что использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Я дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую информационные технологии, применяю индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваю их лингвистические способности, а также объективно оцениваю качество знаний каждого ребенка. Таким образом, использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является не отъемленной  частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.

Метод эмпатии (вживания)означает "вчувствование” человека в состояние другого объекта, "вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту - себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.

Example:

Teacher:Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

Student:— I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses, carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground, it picks up everything it can.

Метод "Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.

Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.

 Метод "BrainStorming”(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Teacher:What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar?

Cluster-Method (гроздь) — служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а "гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.

 

Технология составления:

Ключевое слово;

Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.

Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.

Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Возможности использования

Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадиивызова (evocation)

Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; на стадиирефлексии (reflection)

исправлениеневерных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально и в группах) так и стратегией урока в целом

Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово "синквейн” происходит от французского, означающего — пять. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.

Правило написания синквейна

1.     В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.     Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3.     Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4.     Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме

5.     Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать

Название (обычно существительное) ————————
Описание (обычно прилагательное) ————————
Действия ————————————————————
Чувство (фраза) ————————————————
Повторение сути ————————————————

Example« Новый курс английского языка для российских школ( 8 кл.) Unit-1 "The ABC of ecology”.

Earth

Earthquake

Beautiful, blue

Violent, destructive

Live, produce, pollute

Damage, destroy, break

Can be kind, can hurt

may be awful

Planet

Disaster

Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Метод "Знаем /хотим узнать / узнали”

Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: "Знаем /хотим узнать /узнали”. Такая же таблица находится и на доске.

В колонку "Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).

В колонку " Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.

В колонку " Узнали” учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

Example:

We know

We want to know

Now I know how to

The symbols of Easter are

·         painted eggs

How to paint and decorate eggs

paint and decorate eggs

spring cakes

to bake springs cakes

bake springs cakes

paskha

to make paskha

make paskha

 

Example:Text "Clean Air at home”

We know

We want to know

Now I know how to

Factories, cars cause air pollution

What else causes air pollution?

We cause air pollution using cleaning products; dust, paint, insect sprays, cigarette smoke, steam from cooking

 

"Учимся вместе” (Learning Together)

Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.

Возможности использования:

При работе с текстом;

При изучении грамматики.

Как это делать при работе с текстом

Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, " учитель” делает следующее:

Суммирует содержание абзаца;

Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;

Растолковывает то, что для других осталось неясным;

Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;

Даёт задание на чтение следующего абзаца.

Как это делать при работе с грамматическим материалом

Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами:  "Случаи употребления”/ "Указатели” / "Схемы”.

Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.

Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;

Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;

Вторая — находит указатели, слова-помощники;

Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.

Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.

Отмечая   все   положительные    стороны    использования информационных технологий,   хочется    подчеркнуть,    однако,     что   никакие самые новейшие     технологии    не     смогут   заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
А применение информационных технологий следует рассматривать, как одно из эффективных способов организации учебного процесса, и одно из основных требований к профессиональной деятельности учителя - информационной компетентности.

 


                             

Комментариев нет:

Отправить комментарий